Руководитель: Цепкова Гузяль Рафгатовна
педагог дополнительного образования
Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я - будущий первоклассник» имеет социально-гуманитарную направленность и направлена на развитие основных познавательных процессов ребенка (память, мышление, воображение и др.), а также на развитие умения контактировать с окружающими, работать в группе, контролировать свое поведение и других различных качеств, способствующих успешной адаптации (физиологической, психологической и социальной) ребенка к школе и повседневной жизни.
Программа предназначена для обучения детей в возрасте 5-6 лет.
Программа « Я – будущий первоклассник » составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста, ведущей деятельностью которого является сюжетно-ролевая игра, ведущей потребностью – общение, ведущей функцией - воображение Потому занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности.
Общее количество часов в год – 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность занятий 30 минут.
Цель: психологическое сопровождение развития ребенка старшего дошкольного возраста: формирование учебно-познавательных способностей учащихся, необходимых для самостоятельного обучения в начальной школе, выработки осмысленного отношения к обучению, для развития базовой культуры, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, обеспечивающих социальную успешность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе посредством игровых технологий, как ведущего вида деятельности.
Целевые ориентиры:
- сформировать у старших дошкольников навыки социального взаимодействия, повышая тем самым их социальную уверенность.
- сформировать у старших дошкольников умение контролировать свое поведение, нежелательные личностные особенности поведения, настроение
- научить адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
- научить осуществлять действия по образцу и заданному правилу
- научить анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) и синтезировать (составление целого из частей), в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
- развить познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей;
- развить речевую и психологическую готовность к обучению в школе;
- развить социально направленные навыки детей старшего дошкольного возраста.
- развить коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста, а также мышление, память, внимание
- развить детскую самостоятельность и инициативу
- Повысить уровень самооценки дошкольников.
- воспитать культуру общения;
- воспитать у каждого ребенка чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к учебе в школе, активной деятельности и творчеству
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Учащиеся умеют:
- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтезировать (составление целого из частей), в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
- сравнивать и сопоставлять;
- выделять общее и различное;
- осуществлять классификации;
- устанавливать аналогии;
- строить осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
- осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
- видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- осуществлять контроль своей деятельности по результату;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Учащиеся имеют навыки
- вербального и невербального общения;
- построения эмоционально-позитивного отношения к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- ориентации на партнера по общению;
- умеют слушать собеседника и задавать вопросы.
Учащиеся знают:
- нормы нравственного отношения к миру, людям, самим себе,
- научатся проявить себя и своё отношение к окружающему миру; всматриваться в мир, в людей, которые рядом, строить с ними отношения.
Метапредметные:
- сформированы умения и взаимодействия и сотрудничества со сверстниками из других ДОУ
- сформированы мотивационные и коммуникативные навыки
- сформирована Я - концепция и самооценка при подготовке к обучению в школе, положительного отношения к школьному обучению.
Личностные:
- сформировано умение анализировать свою деятельность
- сформирована потребность в саморазвитии и самообразовании
- сформированы нравственные качества: взаимопонимание, товарищество, коллективизм, взаимовыручка.