Формирование математических представлений и логики
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории : Цепкова Гузяль Рафгатовна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика и Я – верные друзья» имеет социально-гуманитарную направленность и предусматривает развитие у детей не только математических представлений и логики, но также развитие воображения, фантазии, творческих возможностей детей; помогает учащимся социализироваться в новом коллективе.
Программа не противопоставляется базисным дошкольным предметам в детском дошкольном учреждении, а способствует формированию учебно-познавательных математических способностей учащихся, дополняет и углубляет их знаниями, умениями и практическими навыками, необходимыми при поступлении в начальную школу.
Программа предназначена для обучения детей в возрасте 5-6 лет.
Программа «Математика и Я – верные друзья » составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста, ведущей деятельностью которого является игра, под влиянием которой развиваются все познавательные процессы и строятся занятия. Занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности.
Общее количество часов в год – 68 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность занятий 30 минут.
Цель: формирование учебно-познавательных математических способностей учащихся, необходимых для самостоятельного обучения в начальной школе посредством игровых технологий, как ведущего вида деятельности.
Целевые ориентиры:
- совершенствовать счетные навыки в пределах 10, познакомить и закрепить прямой, обратный, количественный, порядковый счет;
- обучить составу чисел из двух меньших первого десятка
- обучить счету в пределах 20;
- познакомить с образованием чисел второго десятка
- обучить решению простых аримфметических задач в пределах 10;
- упражнять детей в составлении, сравнении числовых выражений и решении примеров
- закрепить имеющиеся знания учащихся о плоскостных геометрических фигурах и познакомить с объемными геометрическими телами;
- научить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
- познакомить с понятиями «далеко-близко», «высоко-низко»
- познакомить с названиями частей суток и их последовательностью;
- научить ориентироваться в пространстве, на листе бумаги
- закрепить имеющиеся знания о днях недели, их последовательности.
- развить умение ориентироваться в пространстве, передвигаться в заданном направлении;
- развить логическое мышление, память, воображение, глазомер посредством использования на занятиях задач на смекалку, дидактических игр;
- воспитать любознательность, активность, доброжелательное отношение ко взрослым и сверстникам.
- воспитать умение работать в коллективе
- сформировать навыки социальной адаптации учащихся в новом детском коллективе в условиях дополнительного образования
- воспитать у детей устойчивый интерес к математике
Ожидаемые результаты:
Предметные
Учащиеся умеют:
- различать и называть цифры и математические знаки (сложение- вычитание, знаки больше - меньше, равно);
- составлять и решать арифметические задачи;
- решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради и на плоскости
Учащиеся имеют навыки:
- счета в прямом, обратном порядке; порядковый счет
- участия в конкурсах, олимпиадах
- написания графических диктантов
- развито логическое мышление
Учащиеся знают:
- количественный, порядковый, обратный счет
- последовательность дней недели
- последовательность частей суток и времен года, названия и последовательность месяцев
- образование чисел второго десятка
- состав чисел первого десятка
- плоскостные и объемные геометрические фигуры
Метапредметные
Познавательные:
- развита познавательная деятельность;
- различает виды учебной и игровой деятельности;
фиксирует результат познавательной деятельности и применяет полученные знания в других областях знаний и практической деятельности;
- сравнивает, выделяет главное, классифицирует, приводит примеры, устанавливает взаимосвязь; осмысленно высказывает свое отношение к данным фактам и явлениям.
Регулятивные:
- ставит цель и планирует свои учебные действия;
- оценивает, корректирует, анализирует свои поступки, осуществляет контроль и самоконтроль;
- признает свои ошибки и исправляет их;
- имеет чувство ответственности.
Коммуникативные:
- работает в группе, ожидая своей очереди;
- общается со взрослыми и ровесниками;
- просит помощи, как у взрослого, так и у сверстника;
- Имеет навык выполнения коллективных творческих и исследовательских проектов.
- сформированы умения взаимодействовать со сверстниками в группах
- сформированы навыки сотрудничества в коллективе и группе
Личностные
- сформировано умение анализировать свою деятельность
-сформирована потребность в саморазвитии и самообразовании
- сформированы нравственные качества: взаимопонимание, товарищество, коллективизм, взаимовыручка
- сформирована устойчивая мотивация к занятиям;
- соотносит теоретические знания и практические действия;
- адекватно оценивает результаты деятельности.